Воскресенье, 19.05.2024, 02:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2012 » Март » 4 » Как жить экономично
18:45
Как жить экономично
В последнее время внимание как прессы, так и широких кругов автолюбителей всё более смещается в сторону большей экономичности, а интерес к мощным двигателям и большим машинам постепенно успокаивается. Конечно, это не значит, что мощь и скорость уже никого не интересуют – удовольствие от выжимания педали газа в пол со временем не тускнеет. Однако, остановки у заправочных станций и необходимость расставаться с немалой суммой, чтобы заполнить бак горючим, в последнее время портят это удовольствие всё больше и больше.
Итак, обсудим, что же можно сделать, чтобы сохранить высокую производительность – но при этом экономить на топливе?

Подбор «правильной» машины
Во-первых, необходимо начать с выбора «правильного» автомобиля. Наилучший компромисс между производительностью и экономией топлива дают небольшие турбированные двигатели. Насколько небольшие? Это зависит от того, какой производительности вы хотите добиться.


Турбины, будь они установлены на дизельных или бензиновых двигателях, реально увеличивают их мощность. Двухлитровый четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом может вырабатывать мощность и крутящий момент четырёхлитрового безнаддувного, по-прежнему обладая при этом внутренним сопротивлением и трением, присущим двухлитровому агрегату. Автомобиль массой 1300 – 1500 кг с хорошо отлаженным двухлитровой турбированной четырёхцилиндровой силовой установкой будет обладать отменной производительностью.


Чем больше добавленной производительности вы хотите, тем большим объёмом должен обладать двигатель. Он также должен обладать большим объёмом, если вы стремитесь к большей надёжности и меньшей нагрузке на него. Однако в любом случае, с увеличением объёма двигателя неизбежно возрастает и потребление топлива. Возьмём, к примеру, малолитражку с трёхцилиндровым турбированным моторчиком объёмом 0.66 литра. Маленькая и лёгкая, она может доставить вам немало удовольствия на дороге, обгоняя порой авто, оборудованные двухлитровыми четырёхцилиндровыми турбированными дизелями и бензиновыми двигателями – и при этом расходуя намного больше топлива. И, в то же время, её двигатель будет постоянно работать почти на пределе нагрузки, и о высокой надёжности и длительном сроке службы тут говорить не приходится. Благодаря очень малому потреблению топлива такой вариант вполне достоин серьёзного внимания – но будьте внимательны к минусам, которые он несёт с собой.

Если говорить округлённо, для бензиновых двигателей следует стремиться к цифре мощности 100 кВатт на литр объёма при пике крутящего момента в районе 1/3 от максимальных оборотов. Важна не только мощность – чрезвычайно важно то, на каких оборотах она достигает максимума. Если это происходит как указано, вы получите наиболее благоприятную кривую тяги, позволяющую повышать передачи на более низких оборотах, да и в целом обуславливающую более щадящий режим работы двигателя. При этом потребление топлива снижается – но об этом мы ещё поговорим.

Итак, выбирая мощный, но при этом экономичный автомобиль, помните следующее:
- Турбированные двигатели обладают лучшим термальным КПД, нежели любые другие
- Турбонаддув обеспечивает как большую экономичность, так и большую мощность
- Двигатели, использующие систему зажигания, должны обладать некоторым объёмом, достаточным для поддержания хорошей производительности каждого конкретного автомобиля без необходимости превышения мощности 100 кВатт на литр объёма.

И, наконец, заявленные производителем показатели экономии топлива могут позволить прикинуть сопротивление качению и коэффициент лобового сопротивления.
Правильный выбор автомобиля – самый главный первый шаг, который в наибольшей степени определяет вероятность того, что в конце концов у вас будет мощная машина с хорошими показателями экономии топлива.

Простой тюнинг
Обратите внимание – именно простой тюнинг. Вам может казаться, что простых модификаций не бывает, и что ваше малейшее вмешательство приведёт лишь к нарушению настроек и повышению потребления топлива вашей только что выбранной машиной – но это не так.
Говоря простыми словами, любая модификация, которая снижает потери на прокачивание – т.е. облегчает поступление топлива и воздуха в двигатель и отток выхлопных газов из него – потенциально снижает потребление топлива и повышает производительность.
Сперва разберёмся с забором воздуха и выхлопной системой.

К впускным клапанам или в турбину воздух должен попадать как можно легче. Любые ограничения снижают мощность и повышают потребление топлива. Возможные модификации в данном случае включают забор внешнего воздуха из зон с высоким аэродинамическим давлением, облегчение прохождения воздуха через воздуховодные пути (например, за счёт установки воронкообразного раструба впускной трубы), снижение их сопротивления и устранение утечек воздуха, за счёт которых может падать его давление. В Интернете есть множество толковых описаний различных способов достижения этих целей, поэтому подробно мы на этом останавливаться не будем. Основная суть состоит в том, что усовершенствования системы забора воздуха вполне по силам энтузиастам-любителям, и что их результаты весьма ощутимы.

Переходим к выхлопной системе.
В двигателях с турбиной, чем меньшее противодавление будет создаваться на участке выхлопного пути после турбины, тем лучше автомобиль будет разгоняться, и тратить меньше топлива. Здесь необходимо уделить внимание работе и сопротивлению катализатора вредных выбросов (а у дизельных машин ещё и фильтра частиц): необходимо чтобы прошедшие через турбину выхлопные газы находили выход как можно легче и быстрее.

Увеличенное поперечное сечение выхлопной системы, равно как и свободный доступ воздуха в двигатель, улучшают характеристики топливной смеси, попадающей в цилиндры при полной нагрузке (тем самым повышая производительность на полных оборотах), а также способствуют быстрой раскрутке турбины, что увеличивает крутящий момент в среднем диапазоне оборотов и эффективность двигателя на малых оборотах. Потребление топлива при этом также снижается.

У безнаддувных двигателей для повышения крутящего момента, а иными словами – мощности двигателя на малых оборотах, следует поработать над выхлопной системой. Обычно у таких автомобилей трубы выхлопной системы узкие и длинные. Если вам на глаза попадётся тюнингованный автомобиль с укороченной и расширенной выхлопной системой, знайте: эта модификация была сделана с прицелам на наивысшую мощность но отнюдь не на экономию топлива.
Многие считают, что для оптимального крутящего момента и низкого расхода топлива выхлопная система безнаддувного автомобиля должна быть узкой, однако опыт показывает несколько иное. Чем больше диаметр выхлопной трубы после глушителя, или первого в выхлопном пути подавителя шума, тем лучше – для правильно тюнингованной машины это всегда так.

Распредвал
Автомобилисты старшего поколения любят менять распредвалы, и вам посоветуют подыскать себе новый, «экономичный». Проблема в том, что за последние лет 15 технологии так продвинулись, что только очень особенный распредвал сможет понизить вам потребление топлива без оказания негативного влияния на мощность и вредность выхлопов. По правде, он должен быть настолько особенный, что вряд ли вообще существует. Не то чтобы этот путь вообще не имел перспективы, однако очень маловероятно, что вы сможете достигнуть заметных улучшений простой заменой распредвала.

Тюнинг электроники
Тюнинг электроники двигателя – это вмешательство в систему управления им. Изменению чаще всего подвергаются три аспекта: характеристики топливной смеси при полной нагрузке, при средней нагрузке, а также регулировка таймингов зажигания при средней нагрузке на двигатель.

Рассмотрим все три по порядку.
У многих машин смесь, подаваемая при полной нагрузке, перенасыщена топливом. Производители регулируют её таким образом, чтобы снизить температуру сгорания и, следовательно, выхлопных газов, попадающих в каталитический конвертер: насыщенная смесь горит при более низкой температуре. Однако, если вы не имеете привычки гнать на полных оборотах продолжительное время, или участвовать в гонках, то можно обойтись менее насыщенной смесью для полных оборотов. Кроме снижения потребления топлива, такая настройка даже может повысить мощность двигателя.
Топливная смесь для штатного режима работы двигателя у некоторых машин насыщена немного ниже стехиометрического уровня (около 14.7:1). Модификации управления двигателем для такого режима обычно делают две вещи: (1) переводят двигатель в штатный режим работы раньше и (2) делают смесь несколько менее насыщенной. Оба этих пути имеют некоторые негативные последствия для выхлопов, в особенности создают повышенное количество окислов азота на каждый цикл работы двигателя, однако экономия горючего достигается весьма ощутимая.

Регулировка таймингов зажигания на средних оборотах может значительно повысить крутящий момент, в особенности при использовании более высокооктанового топлива чем то, на которое машина изначально рассчитана. В результате повышать передачу можно раньше (или автоматическая коробка сделает это за вас).
Про низкие обороты мы уже упоминали. Удерживая двигатель на возможно более низких оборотах, вы снижаете потери на внутреннее трение, которое с оборотами повышается. Однако, это становится возможным только в случае если двигатель выдаёт на низких оборотах достаточную мощность, и при этом нельзя допускать возникновения детонации. Кроме того, нельзя нагружать двигатель до такой степени, чтобы его электроника сама перешла на режим с более насыщенной топливной смесью, ведь это сведёт на нет весь смысл работы на низких оборотах.
Ещё одна доработка системы управления двигателем может снизить насосные потери в двигателях с дросселем, т.е. в большинстве из тех, которые используют систему искрового зажигания. Если клапан системы рециркуляции выхлопных газов управляется электроникой, то рециркуляция выхлопных газов может быть заметно увеличена при режиме работы двигателя с частично открытой дроссельной заслонкой – особенно если при этом используется упреждающее зажигание. При этом насосные потери снижаются за счёт того, что двигатель «вдыхает» смесь, не зажатую частично закрытой дроссельной заслонкой.

Авто с раздвоением личности
При разговоре об экономии топлива невозможно обойти вопрос стиля вождения. В большинстве случаев вы получите тривиальные советы: ездите по возможности равномерно, следите за сообщениями о трафике, не выжимайте газ по полной и так далее. Однако можно дать и более полезные советы – к примеру, как настроить ваш автомобиль.
Если вы хотите добиться повышения экономичности и мощности, то вам нужен автомобиль, который может дать либо одно, либо другое – и совершенно не обязательно и то, и другое одновременно. К примеру, выезжая на автобан при поездке на дальнее расстояние, вы будете желать наименьшего потребления топлива. Однако, иной раз вам может захотеться прочувствовать мощь и скорость – и тогда вам нужна высокая производительность.

Если использовать медицинский термин в его неверном, но широко распространённом толковании, вам нужен автомобиль-шизофреник.
Наилучшим способом достичь этих целей будет специальный, направленный тюнинг. К примеру, в «экономичном режиме» вам следует добиться более полной рециркуляции выхлопных газов, менее насыщенной топливной смеси и подходящего упреждения зажигания. Эти меры позволят получить очень хорошую экономию топлива, однако ходовые качества, вроде реакции машины на педаль газа, станут менее живыми. Для «производительного» режима вам понадобятся относительно насыщенная смесь и хороший теплообмен – в результате мощность ощутимо повысится, однако ценой расхода топлива.

Категория: Строительство дома | Просмотров: 423 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка обязательна.